1
Содержание
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
3
4
5
6
7
8
9
Пояснительная записка
Направленность программы
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Цели, задачи реализации Программы
Отличительные особенности Программы
Категория и возраст детей
Обоснование уровней освоения Программы
Сроки реализации Программы
Формы и режим занятий
Учебный план Программы
Содержание учебного плана
Календарный учебный график
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
дополнительной общеобразовательной Программы
Оценочные материалы общеобразовательной Программы
Методическое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Список литературы
3
3
3
3
4
4
4
4
4
6
10
10
12
13
13
13
13
2
1.
Пояснительная записка
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый
воспитанник развивается соразмерно своим способностям, интересам и
потребностям.
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой
вид музыкального жанра. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в
единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает
возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные
способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию
речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению
отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего
голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе
обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи,
связанные с формированием личности ребенка.
1.1 Направленность Программы
Образовательная программа дополнительного образования «Веселые нотки»
определяет содержание обучения вокалу воспитанников, методы работы музыкального
руководителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы
воспитания вокалистов. Новизна программы, в первую очередь, в том, что в ней
представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование
устойчивых умений и навыков у музыкально одарённых воспитанников детского сада.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также
коммуникативных особенностей детей и образовательные задачи, которые связаны
непосредственно с обучением детей пению. Раскрываются условия для правильного звучания
голоса(певческая
установка),которые
ускоряют
музыкальное
развитие
детей.
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших
качеств творческой личности. В возрасте 3 – 6 лет потребность детей проявлять себя
в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить
способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать
неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде
всего
музыкальные. Дошкольное детство
создает
благоприятные
условия
для
их
формирования. Ребенок включен во все многообразие художественных видов деятельности: он
поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе
музыкальных. Высшим проявлением способностей является талант. Возможность выразить свои
чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует
эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и
физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи.
Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных
звуков и слогов, оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным
действиям.
Программа может быть рекомендована музыкальным руководителям дошкольных
образовательных учреждений, педагогам учреждений
дополнительного образования.
Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность
педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с объёмом учебной
нагрузки для детей старшего дошкольного возраста - не более 30 минут.
1.3 Цели, задачи реализации Программы
3
Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях
дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической
стороне действительности.
Задачи программы:
- формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры
(умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,
постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение,
интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);
- развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое
дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз,
напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
- развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через
целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен
(музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных
— выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя);
- формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений,
активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию;
- укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровье
сберегающую технологию–дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
1.4 Отличительные особенности Программы
Программы состоит в её практической значимости: вовлечении детей дошкольного
возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных
исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального
и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого
самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса,
стремление принимать участие в социально значимой деятельности.
1.5 Категория и возраст детей
Программа рассчитана на возраст детей 3 - 7 лет. Состав вокального кружка
формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков.
Наполняемость группы на занятиях -15детей.
1.6 Обоснование уровней освоения Программы
Уровень освоения данной программы: основной.
1.7 Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения детей 3 - 7 лет:
Продолжительность реализации программы – 144 академических часа
1.8 Формы и режим занятий
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия с 1
сентября по 31 мая, 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. во второй половине дня в
музыкальном зале. Всего - 72 занятий за учебный год. Диагностика детей проводится в начале и в
конце учебного года. На занятиях проводиться как коллективная, так и индивидуальная работа.
Состав вокального кружка формируется с учетом возрастных особенностей детей и
результатов диагностики уровня развития их певческих навыков. Наполняемость группы на
занятиях 10-15 детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных
мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
На занятиях используется интеграция разных видов деятельности (восприятие музыки,
пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально- дидактические игры,
4
элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание
разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут): Музыкальное приветствие, коммуникативные игры
для создания положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-20 минут):
- распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата
детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений: упражнения, формирующие
правильную певческую установку и дыхание (правильное положение корпуса, головы, плеч,
рук и ног при пении сидя и стоя);
- дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
- упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение (развитие
слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака звука, приёмы
звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка кантиленного пения);
- упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии, понятие
высоты звука);
- вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками
певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при произношении звука,
ясное, разборчивое произнесение текста);
- попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
- упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими оттенками
piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение, выработка активного
piano);
- упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с
ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому изображению.
- работа над песней (один из этапов).
1 этап
2 этап
3 этап
Разучивание песни. знакомство с песней в исполнении педагога, слушание,
восприятие,
беседа
о характере,
образном содержании,
элементах
выразительности; разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной
тесситуре, сначала без сопровождения, потом с сопровождением).
Закрепление текста, проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее
звучание; пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют); игра «Я и вы»
(перемежающееся пение по цепочке).
Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля – интонационного,
ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.). Пение на звук «у»
для выравнивания унисона; пение a capella для установления чистого хорового
строя; пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией
для уточнения интонации; моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком
в интонационно сложном фрагменте; метод мысленного пения, активизирующий
слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона
подражания; использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и достижения
ритмического ансамбля; пение с ритмическим аккомпанементом с целью
создания единого темпового ансамбля; вокализация песен на слог «лю» для
выравнивания тембрового звучания; задержка на одном звуке по дирижерскому
показу, выполняемому 12 педагогом, для достижения тембрового и
интонационного единства. Пение по фразам вслух и про себя для понимания
структуры песни.
5
4 этап
5 этап
Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа звуковедения,
динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности).
Пение по подгруппам, по рядам,
по показу педагога; игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух); игра «Чей
ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы можно
вместе); игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок); игра «Поиграем с
песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки (поет ребенок, у которого
игрушка); игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется
«волшебная палочка»); пение с жестовым сопровождением; игра «Телеконцерт»
(ребенок-солист поет в «телевизоре»); игра «Фабрика звезд» (пение с
микрофоном); инсценирование песен; пение от лица разных персонажей.
Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным исполнением
песни). Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его
более эмоциональным и запоминающимся; пение в ансамбле или сольно, с
аккомпанементом или без него, в соответствующем характере, темпе, динамике;
пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских музыкальных
инструментов; подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары,
декорации).
3. Заключительная часть (5 минут). Подведение итога занятия. Музыкальная
Игра или разминка. Прощание.
2. Учебный план Программы
Перспективный план занятий вокального кружка «Веселые нотки» для детей 3-7 лет на
2023-2024 учебный год.
- развивать эмоциональную
отзывчивость на песни
разнообразного характера;
-упражнять детей в
различении звуков по
высоте;
- закреплять у детей умение
точно передавать простой
ритмический рисунок;
Сентябрь - Октябрь
- брать правильно певческое
дыхание;
- брать дыхание после
вступления и между
музыкальными фразами;
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и
шеи, «Пирамидка»;
3. дыхательная гимнастика:
«Цветочек», «Ладошка»;
«Поездка на поезде», «Лес»;
4. распевание по голосам: «Я
пою, хорошо пою», на одном
звуке «А-о-у», «Имя»;
5. «Ритмическое эхо»;
6. музыкальный репертуар
- учить детей своевременно
начинать и заканчивать
песню;
- учить исполнять песни
легким звуком;
- закреплять умение у детей
петь естественным звуком,
6
выразительно.
- формировать правильную
певческую установку;
- отчетливо произносить
гласные в словах; согласные
в конце слов.
- развивать эмоциональную
отзывчивость на песни
различного характера;
- отличать на слух
правильное и неправильное
пение товарищей;
- закреплять у детей умение
чисто интонировать
мелодию, удерживать
интонацию на одном звуке;
Ноябрь - Декабрь
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и
шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
3. дыхательная гимнастика:
«Ладошка», «Паутинка» в
парах, «Поездка на поезде»,
«Луг», «Белочка»;
4. Ритмическое упражнение
«Кто я?»;
- точно интонировать
большую и малую терцию,
секунду, скачки на кварту;
5. распевание по голосам «Я
пою, хорошо пою», на одном
звуке «А-о-у», методом
«Эхо»;
- упражнять в точной
передаче ритмического
рисунка;
6. Попевки «Паровоз»,
«Дождик»;
- учить детей петь легким
звуком;
7. музыкальный репертуар
- добиваться слаженного
пения; учить вместе
начинать и заканчивать
песню;
- правильно и отчетливо
произносить гласные в
словах;
- развивать ладотональный
слух, активизировать
внутренний слух;
-развивать творческую
инициативу.
- способствовать развитию у
детей эмоциональной
отзывчивости на песни
1. круговой массаж под
песню «Ах, какой
хороший!»;
7
различного характера;
- учить различать, называть
отдельные части
музыкального произведения:
вступление, заключение,
припев;
Январь - Февраль
- совершенствовать у детей
умение чисто интонировать
поступенное и
скачкообразное движение
мелодии;
- закреплять умение
самостоятельно начинать
пение после вступления;
2. упражнения для головы и
шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
«Стихотворения».
3. дыхательная гимнастика:
«Ладошка», «Паутинка» в
парах, «Насос», «Резиновый
мяч», «Лягушки на болоте»;
4. Распевание методом Эхо,
на одном звуке, «Имя», «Баю,
бай», «Ку-ку».
5. Попевки «Андрейворобей».
6. музыкальный репертуар
- уметь точно
воспроизводить
ритмический рисунок
мелодии;
- уметь петь без крика,
естественным голосом,
легким звуком;
- правильно произносить
гласные и согласные в конце
слов.
- продолжать развивать
эмоциональную
отзывчивость на песни
разного характера;
1. круговой массаж;
- уметь дослушать песню до
конца, не отвлекаясь;
3. дыхательная гимнастика:
«Ладошка», «Паутинка» в
парах, «Поездка на болото»,
«Собачка»;
- упражнять детей в чистом
интонировании секунды,
кварты;
Март - Апрель
- учить воспринимать звуки,
чувствуя их различие по
протяженности;
- уметь точно
воспроизводить простой
ритмический рисунок;
- продолжать работать над
2. упражнения для головы и
шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
4. звуковая гимнастика
«Дятел», «Белочка», «На
лугу», «Озорной язычок»;
5. Ритмические упражнения
«Гуси, гуси», «Баба сеяла
горох», «Эхо»;
6. Распевание «Звукоряд 5
нот», «Ду-ду», закрытый рот,
«А-о-у»; «Я пою, хорошо
8
навыком чистого
интонирования мелодии;
пою».
7. музыкальный репертуар
- уметь точно
воспроизводить
ритмический рисунок
мелодии;
- уметь петь без крика,
естественным голосом,
легким звуком;
- правильно произносить
гласные и согласные в конце
слов;
- следить за правильной
певческой осанкой детей.
- обогащать музыкальные
впечатления детей, развивая
их эмоциональную
отзывчивость на песни
разного характера;
- упражнять детей в чистом
пропевании секунд, терций,
кварты и квинты;
Май
- закреплять умение детей
различать звуки по высоте,
слышать движение мелодий
вверх-вниз, поступенное и
скачкообразное;
- точно воспроизводить и
передавать ритмический
рисунок хлопками или игрой
на детских музыкальных
инструментах;
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и
шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
3. дыхательная гимнастика:
«Ладошка», «Паутинка» в
парах, «Поездка на болото»,
«Собачка», «Ныряльщик»,
«Мяч»;
4. звуковая гимнастика
«Машина»,
«Магазин»,«Дятел»,
«Белочка», «На лугу»,
«Озорной язычок»,
«Зоопарк»;
5. скороговорки
6. музыкальный репертуар
-проверять умение детей
контролировать слухом
качество пения товарищей;
-закреплять умение детей
самостоятельно начинать и
заканчивать песни;
- уметь петь естественным
голосом, без напряжения;
9
-брать дыхание между
музыкальными фразами;
-продолжать петь
выразительно, передавая
разнообразный характер
песен;
-закреплять у детей умение
сохранять правильную
певческую осанку.
3. Содержание учебного плана
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Наименование тем
Вводное занятие.
Роль музыки, песни в жизни
человека.
Вокально-хоровая работа.
Научить детей определять
характер песни.
Знакомство с ладом.
Вокально-хоровая работа.
Знакомство с песенным
текстом.
Художественное единство
текста и музыки.
Строение песни (куплет,
припев, вступление,
проигрыш).
Вокально-хоровая работа.
Знакомство с микрофоном.
Формирование
навыков
работы
с
микрофоном,
постановки корпуса и рук
при пении в микрофон,
удаление,
приближение
микрофона.
Вокально-хоровая работа.
Работа
над
выразительностью,
эмоциями.
Развивать у детей умение
петь под фонограмму.
Формирование сценической
культуры пения.
Вокально-хоровая работа.
Кто сочиняет песни?
Песенная импровизация на
Кол-во занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
заданный текст (окончание
песен, песенных фраз).
Формы и жанры вокальной
музыки.
Вокально-хоровая работа.
Работа над звуковедением.
Работа над дыханием.
Вокально-хоровая работа.
Возможности голоса.
Работа
над
звукообразованием
Вокально-хоровая работа.
Работа
над
звукообразованием
Работа над образом.
Вокально-хоровая работа.
Повторение музыкального
репертуара.
Работа над образом.
Работа над костюмом.
Вокально-хоровая
работа.
Февраль
Март
Апрель
Май
4.
№ п/п
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Календарный учебный график
Дата
начала
1 сентября
Дата окончания
31 мая
Количество
Количество учебных
академических часов в недель
неделю
2
5. Планируемые
результаты
как
воспитанниками
дополнительной
программы
36
ориентиры
освоения
общеобразовательной
В результате освоения программы дополнительного образования (вокального кружка)
«Веселые нотки» дети смогут:
1. Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса,
спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке,
без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа
песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно
и в ансамбле, с аккомпанементом и без него).
2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер, жанр, лад, темп,
ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение мелодии.
3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть
песни, прослушанные в течение года.
4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях,
художественных движениях под музыку, в рисунке.
5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных
импровизациях.
6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях.
6. Оценочные материалы общеобразовательной программы
11
Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей.
Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся
звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого
голоса во многом определяются природными данными ребенка. Диагностическая
методика разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального
развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха),
О.П.Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень
развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных
Т.М.Орловой и С.И.Бекиной. Она заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи – тембр,
динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать
любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.
2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребенка
аккордами (для определения природного регистра детского голоса).
3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и
вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Результаты
диагностики оцениваются по соответствующим критериям и заносятся в таблицу. В конце
года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план
дальнейшей работы.
7.
Методическое обеспечение программы
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение,1981
2. Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду. – Архангельск:
ГОУ СПО «Арх. Пед. колледж»,2009
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей
дошкольного возраста, Серия «Ладушки» - «Композитор», Санкт-Петербург, 1999 .
4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Скрипторий 2003, 2010.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8.
Материально-техническое обеспечение программы
Электронное пианино
Музыкальный центр
Компьютер
Микрофон
Музыкальные инструменты
Костюмы
9. Список литературы
1. Белованова М.Е. Азбука пения для самых маленьких. – М.: Феникс, 2011.
2. Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников о временах года.
– С-Пб.: Детство-Пресс, 2014.
3. Евтодьева А.А. Игровые приѐмы в распевании и обучении пению дошкольников
// Современное дошкольное образование. Теория и практика.– 2013. № 1. – с. 44-47
4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий,
2017.
5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – С-Пб.: Музыкальная
палитра, 2016.
6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей
раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
7. Радынова О.П.Катинене, А.И.,Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание
дошкольников. М.,1994, «Просвещение», «Владос»-222с.
8. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3-4 лет. – М.: Сфера, 2014.
12
9. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. – М.: Сфера, 2014.
10. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2014.
11. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Вышел дождик на прогулку. Песенки,
распевки, музыкальные упражнения для дошкольников 4-7 лет. – С-Пб.: ДетствоПресс,
2017.
12. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика, подвижные игры. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.
13. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольников. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.
13